Рождение и развитие ивановских музеев

Рождение и развитие ивановских музеев, и прежде всего историко-краеведческого объединения, тесно связаны с личностью нашего великого земляка Дмитрия Геннадьевича Бурылина (1852-1924).

В России в XIX столетии появилась яркая плеяда меценатов из купечества, представителей промышленных и торговых династий страны, которые часть своих капиталов направляли для благотворительных целей, развития культуры, искусства и науки. Среди них известные московские меценаты Павел Михайлович Третьяков, Савва Иванович Мамонтов, Алексей Александрович Бахрушин, Савва Тимофеевич Морозов и другие. Несомненно, в этом ряду достойное место занимает иваново-вознесенский фабрикант Д.Г. Бурылин.

Потомственный почетный гражданин, основатель «Музея промышленности и искусства» в городе Иваново-Вознесенске, он был незаурядным и интересным человеком, выдающимся коллекционером, внесшим крупный вклад в сокровищницу отечественной культуры своими богатейшими уникальными коллекциями старинных и редких предметов из России, стран Запада и Востока.

Дмитрий Геннадьевич - славный сын России, много сделавший для ее просвещения и особенно для родного города.

Газета «Известия» от 19 апреля 1922 года сообщала: «В Иваново-Вознесенске есть музей — сокровище города. Собран он трудами Д.Г. Бурылина... Он построил дворец для музея. Он был в дружеских отношениях с Л.Н. Толстым... Бурылина, как собирателя музея, народ и весь край не забудут».

Д.Г. Бурылин родился 4 (16) февраля 1852 года в селе Иваново, а точнее в Вознесенской слободе, в доме деда Диодора Андреевича Бурылина, купца третьей гильдии.

Бурылины - коренные ивановцы. Купеческий род Бурылиных сыграл значительную роль в развитии села Иваново и позднее в жизни города Иваново-Вознесенска.

По архивным данным род Бурылиных известен с XVII века. В то время село Иваново принадлежало князьям Черкасским, а с 1743 года - графскому роду Шереметевых.

Дмитрий Геннадьевич продолжал дело своих предков. И сколько же надо было иметь природного ума, энергии, способностей, трудолюбия, чтобы наладить расстроенное отцом производство, вступить в 1876 году в купеческое сословие 2-й гильдии, а в 1899-м - первой гильдии.

Новые планы развития и усовершенствования фабричного производства осуществлялись им благодаря упорному труду и знанию всех тонкостей текстильного дела. Его преследовали неудачи и несчастья. Три пожара на фабриках принесли громадные убытки. Помогало то, что он всегда был решительным и дальновидным новатором, в полной мере понимал пользу технического прогресса.

Изделия его фабрик получали золотые и серебряные медали на международных и российских выставках.

С 1912 года «Товарищество мануфактур Д.Г. Бурылина» стало предприятием с миллионными оборотами. Это свидетельствует о том, что в промышленности Иваново-Вознесенска оно занимало одно из ведущих мест.

Руководя таким громадным торгово-промышленным делом, Д.Г. Бурылин принимал активное участие в общественной жизни Иваново-Вознесенска и в различных научных обществах Москвы и Санкт-Петербурга. Его общественная деятельность была направлена на оказание помощи в благоустройстве родного города, на организацию благотворительных акций, на содействие развитию просвещения, медицины, культуры.

Но самым главным в его жизни были страсть к коллекционированию, любовь к старинным и редким вещам, которые определили цель его жизни - создать музей для всеобщего обозрения, для всех желающих.

Д.Г. Бурылин не был ни историком, ни археологом, ни этнографом, и вообще не получил никакого официального образования. Всю жизнь он учился самостоятельно. В самообразовании ему способствовали интуиция, книги, путешествия по России и странам мира, общение с людьми науки и искусства, участие в работе многих научных обществ. На формирование коллекций Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства, и поэтому его семья часто нуждалась в средствах для жизни.

С целью приобретения различных коллекций, он выезжал в Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Швейцарию и другие страны, приобретал интересные предметы через антикварные и букинистические магазины, торговые дома, с аукционов во многих городах России.

Этнографические коллекции, собранные Д.Г. Бурылиным, крайне разнообразны.

Самым большим отделом среди них является русский. Сюда относятся разнообразные предметы быта, большое собрание русского оружия и военного снаряжения, огромная коллекция образцов тканей, преимущественно местного производства, начиная от старинных ручных набоек XVII-XVIII веков. Большую ценность представляет отдел Востока и Средней Азии, в составе которого уникальная коллекция предметов буддийского культа.

Интересно и многопланово представлены иностранные коллекции.

Впечатляют собрание русского фарфора и фаянса первой половины XIX века, представленное изделиями 21 завода России; иностранный фарфор первой половины XIX века (заводы и фабрики Англии, Италии, Франции, Китая, Японии); русская, восточная и западноевропейская металлическая посуда XVII—XIX веков; коллекция изразцов XVII—XVIII веков, серебряные филигранные изделия русской работы XIX века; часы, в том числе единственные в мире универсальные часы. Среди экспонатов — коллекции оружия и воинского снаряжения XVI—XX веков — русское, западноевропейское, среднеазиатское, африканское, австралийское оружие и снаряжение.

В коллекции нумизматического фонда еще с 1885 года представлены монеты из 236 государств и городов.

Коллекция изобразительного искусства содержала картины известных русских художников: Айвазовского, Верещагина, Бенуа, Шишкина, западноевропейские гравюры.

Особенность археологической коллекции заключалась в наличии в ней памятников культуры и искусства древней Греции, Рима, Египта.

Масонская коллекция была одной из лучших в России. В ней находились редчайшие масонские знаки всех стран, всех масонских лож, символические одежды, масонские рукописи и книги, оружие, ключи, все предметы для посвящения в рыцари.

Богатейшая коллекция старопечатных книг и рукописей содержит издания Библии на всех европейских языках, есть и инкунабулы, редчайшие русские издания XVI—XVII веков, древние рукописные церковные книги.

В медицинском отделе — редкие книги известных медиков XVII-XVIII веков. В рукописном отделе - рукописи на русском и многих иностранных языках (санскрите, арабском, персидском, абиссинском, армянском и других языках). Большая коллекция русских и иностранных грамот содержит именные жалованные грамоты почти всех русских царей и императоров, начиная с Алексея Михайловича и Петра Первого.

Одно из самых замечательных собраний музея Бурылина — текстильный фонд, в нем собрано около миллиона образцов тканей России, Западной Европы, Персии, Японии. Чрезвычайно большой интерес представляет коллекция старинных ивановских набоек XVII-XVIII веков, рисунков для ситца на бумаге, выполненных местными художниками-рисовальщиками XIX века, манер и перротинных досок для набивки тканей.

Имея богатейшие коллекции, Д.Г. Бурылин с 80-хгодов XIX столетия участвовал во многих всероссийских и международных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже и Чикаго, неоднократно удостаиваясь золотых медалей.

Одну из первых выставок «собрания древностей и редкостей» Д.Г. Бурылин организовал в Иваново-Вознесенске в апреле 1903 года. Она была развернута в шести залах в здании женской профессиональной школы. Здесь было представлено двадцать тысяч экспонатов из греко-римского, византийского, западноевропейского, японского, китайского разделов коллекций, а также древние рукописи, старопечатные книги и картины. Выставка была благотворительной, и средства, полученные от посетителей, были переданы Шуйскому детскому приюту.

Родовой дом стал тесен для многочисленных уникальных коллекций, которые размещались в основном в кабинете Дмитрия Геннадьевича, а также в подвальном этаже. Пришлось перестроить дом, чтобы лучше разместить богатейшие коллекции. И в конце 1904 года двери родового дома были открыты для желающих посетить Бурылинский музей.

Уже в то время Бурылинский музей, как по количеству и разнообразию собранных предметов, так и по редкости отдельных экземпляров, являлся одним из лучших и крупнейших музеев в России.

25 августа 1912 года было заложено специальное здание для музея. Строилось оно по проекту художника-архитектора П.А. Трубникова. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 года.

Создание музея в Иваново-Вознесенске явилось редким, уникальным делом одного человека, отдавшего этому всю свою сознательную жизнь. И поэтому Д.Г. Бурылин имел право сказать: «Особое мое детище — мой музей. Пусть он будет впредь достоянием государства, так как цель моей жизни достигнута, я его создал».

В здании музея разместилась и рисовальная школа — филиал петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица. Школа готовила профессиональных художников для развивающейся текстильной промышленности.

Октябрь 1917 года подвел черту под разнообразной деятельностью Д.Г. Бурылина. В 1919 году фабрика и музей были национализированы. Музей был преобразован в Иваново-Вознесенский губернский, а позднее, в 1929 году, был переименован в Ивановский областной краеведческий музей.

В 1960 году на базе фондовых коллекций областного краеведческого музея был создан художественный музей.

В 1987 году в бывшем доме Д.Г. Бурылина открыт музей Ивановского ситца.

В 1977 году на базе Ивановского областного краеведческого музея был образован Ивановский государственный объединенный историко-революционный музей, в состав которого вошли 14 музеев области. В 1991 году ему присвоено имя Д.Г. Бурылина.

Во всех музеях города Иваново основными экспонатами являются предметы из коллекций Д.Г. Бурылина.

В конце XX столетия были представлены интересные выставки: «Человек. Душа. Духовность», «Таинственный мир редкостей и древностей», «Вековые конфликты. Оружие и доспехи из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д.Г. Бурылина», «Ивановский текстиль. Реалии XX века», «Италия Ивана Цветаева», «1905 год. Взгляд современника», создан Музей семьи Цветаевых.

Если бы не появился в свое время Д.Г. Бурылин, если бы он никогда не собирал свои знаменитые коллекции, город Иваново не был бы музейным городом.

Потребовались десятилетия, чтобы власти и общественность города наконец осознали уникальность собранных Бурылиным коллекций и возвратили его музею первоначальный статус Музея промышленности и искусства.

История Иваново - краеведческие статьи по истории города