Ивановский цирк

В Ивановском цирке только что закончилось представление. Зрители покинули зал. Униформисты ровно заграбили опилки на манеже и застлали его красным ковром. Поставили небольшой столик, покрытый зеленой скатертью, и несколько стульев. Все артисты и работники цирка заняли первые ряды партера. Включили полный свет.

На арену медленно вышел заслуженный артист республики Николай Акимович Никитин. Он огляделся и присел к столику, положив на него руку с ампутированной кистью. Тот, кто не знал Николая Акимовича, не мог себе представить, что этот человек с крупными чертами лица, стриженный под бобрик, считался когда-то лучшим в мире жонглером на лошади. Он был сыном одного из братьев Никитиных, известных деятелей русского цирка.

Сегодня Николаи Акимович в последний раз отработал свой номер с дрессированными лошадьми и, не переодеваясь, вышел на арену с ее ярким светом, чтобы проститься с товарищами и друзьями. Он уходил на пенсию.

Нелегко артисту расставаться с цирком, где прошла вся его жизнь, с самых юных лет, в репетициях, выступлениях, радостях и заботах. Николай Акимович поднялся, чтобы сказать прощальное слово. Высокий, чуть сутуловатый, но еще с крепкой фигурой гимнаста, он казался значительно моложе своих лет.

— Всему наступает свой срок, — начал негромко Николай Акимович. — Все приходит и уходит, а цирк остается... Русский цирк — это наш большой трудовой мир. Я служил ему честно и верно, служил, сколько мог. В Ивановском цирке, как и во всех других, осталась моя жизнь, мои радости, мое горе...

Николай Акимович на минуту умолк, окидывая взглядом зал. Все сидящие в первых рядах знали, что у него погиб на фронте единственный сын, что в трудную для Родины годину он отдал все свои сбережения и фамильные драгоценности в фонд обороны.

— Я счастлив, — продолжал Николай Акимович, — что дожил до такого расцвета нашего цирка. В нем видны черты русской души с ее удалью и прямотой... Вместе с вами я не раз выступал на арене, вместе с вами я и теперь... Только теперь мне настала пора. Я благодарю вас всех... благодарю за сердечное отношение ко мне...

Николай Акимович опустил голову. Было видно, что он прячет слезы, собирается с силами, чтобы закончить речь. Но больше не произнес ни одного слова. Он сделал несколько шагов в сторону от стола, опустился на колени и приник губами к ковру.

Всем стало не по себе. По щекам Ирины Бугримовой покатились слезы. Бесстрашный Борис Эдер, упершись подбородком в грудь, плакал открыто, никого не стесняясь. Наступила томительная пауза. Было слышно, как под куполом цирка хлопал крыльями оставшийся после иллюзионного номера голубь.

Николай Акимович поднялся, поклонился присутствующим, медленно повернулся и пошел к занавесу форганга. Он зашел на конюшню, простился с лошадьми и в тот же вечер уехал в Москву.

Без преувеличения можно сказать, что для большинства артистов советского цирка ивановская арена была своеобразной стартовой площадкой. Она являлась для них подлинной творческой лабораторией. Зимой в нашем цирке не только шли представления, но и непрерывно велись репетиции новых номеров и аттракционов. Летом же все огромное здание находилось полностью в распоряжении тех, кто упорно трудился, добиваясь воплощения своих художественных замыслов.

Так, долгие годы в Иванове жил и работал народный артист республики Борис Афанасьевич Эдер. Здесь он готовил свои новые, очень сложные номера с дикими зверями, здесь же воспитал многих учеников, ставших потом известными дрессировщиками. С манежа нашего цирка отправились на гастроли жокеи-наездники под руководством заслуженного артиста республики А.С. Серж-Александрова. Участниками этого группового аттракциона стали ивановцы — Зоя Хохлова, Николай Теплов и другие.

Под обширным куполом Ивановского цирка рождались удивительные аттракционы талантливого конструктора, неутомимого новатора и нашего земляка народного артиста республики Владимира Волжанского. И не потому ли в газетах многих городов мира рецензенты неизменно отмечают, что когда выступают канатоходцы Волжанские, пространство цирка как бы раздвигается, становится беспредельным — и вот уже кажется, что артисты исполняют гармонию трюков не под куполом цирка, а в громадной синеве звездного неба.

Ивановские старожилы хорошо помнят до сих пор никем еще не превзойденный трюк: лев на мотоцикле. Заслуженный артист республики Александр Буслаев готовил этот номер и впервые показал на арене нашего цирка. Здесь же состоялась премьера всемирно известного аттракциона сестер Кох «Семафор-гигант». Ивановцы первыми видели на арене своего цирка и робкие шаги молодого клоуна, а позже народного артиста СССР Олега Попова, и неуверенные па на проволоке юной Нины Логачевой, ставшей волшебницей танца над манежем, и дебют известного дрессировщика хищников Вальтера Запашного.

С 1933 года, то есть со дня открытия прекрасного по тому времени цирка, ивановцы имели возможность смотреть все лучшее, самое интересное и талантливое, что было создано в советском цирковом искусстве. Так, еще в тридцатых годах они любовались водяной пантомимой «Черный пират». А в 1967 и 1969 годах смотрели блестящие, феерические представления «Цирк на льду» и «Цирк на воде». Успешно проходили гастроли национальных советских цирков, а также артистов стран народной демократии.

В Ивановском цирке неоднократно формировались программы и для зарубежных гастролей. На тяжелых ящиках с реквизитом рядом с Ивановом были названия городов: Токио, Мельбурн, Анкара и другие. Перед отъездом на эти ответственные гастроли артисты неизменно получали от ивановцев добрый наказ — высоко нести знамя советского цирка, ярко показывать зрителям зарубежных стран героический образ человека нового мира. И артисты с честью выполняли этот наказ. Возвращаясь домой, они выступали перед ивановцами, как бы рапортуя им о своих успешных поездках.

Немало сделал Ивановский цирк и для детей. В нем ставились большие сюжетные представления, которые затем шли во многих городах страны: Риге, Харькове, Ярославле, Магнитогорске. Юные зрители надолго запомнили увлекательную «Легенду голубых гор» и «Сказку волшебницы-зимы».

В многотысячной семье артистов советского цирка есть не один десяток и артистов-ивановцев. Среди них известные дрессировщики животных Виктор Тихонов и его сын Валерий, характерный танцовщик на проволоке Николай Артемьев, видные гимнасты Руслан Спихин и Николай Хмыров... Особенно следует сказать о талантливом клоуне Сергее Любимове. Коренастый, наделенный звучным сильным голосом, удивительным обаянием и ярким комизмом, он создал самобытный образ рыжего клоуна, сумел найти и воплотить совершенно новое в живых традициях этого жанра.

Ивановский цирк является неотъемлемой частью и самого города, его культурной жизни, его истории. Не будет ошибки, если сказать, что в нем уже побывало три поколения прославленных текстильщиков, не считая четвертого, которое, посещая представления, не занимает места, а сидит на коленях своих родителей.

Пройдет еще несколько лет, и на месте старого здания поднимется новый цирк из металла, бетона и стекла. По вечерам он будет сиять огнями, как сказочный дворец-гигант. На арене, залитой потоками ослепительных лучей сотен мощных прожекторов, ивановцы увидят чудесные аттракционы в исполнении уже детей и внуков тех артистов, которые когда-то получали путевку в большую творческую жизнь в старом здании нашего гостеприимного цирка.

История Иваново - краеведческие статьи по истории города