Дмитрий Геннадьевич Бурылин

На нашем сайте, мы представляем серию материалов о человеке, чье имя десятилетиями замалчивалось либо упоминалось в ряду «эксплуататоров-капиталистов», - об иваново-вознесенском фабриканте, меценате и коллекционере Дмитрии Геннадьевиче Бурылине. Он принадлежал к числу удивительных российских характеров, чьи действия выбивались из привычного представления о логике «нормального» поведения людей их круга, но именно благодаря пламенной страсти к коллекционированию имена этих людей остались в истории отечественной культуры.

Благодаря созданной им художественной галерее прославился московский фабрикант Павел Михайлович Третьяков. Имение «Абрамцево» - колыбель многих русских художников - обессмертило имя Саввы Ивановича Мамонтова - Саввы Великолепного, как называли его друзья. История Московского Художественного театра неотделима от меценатской деятельности Саввы Тимофеевича Морозова. А еще к месту вспомнить Николая Рябушинского, Сергея Щукина, Алексея Бахрушина, оставивших о себе память не своими капиталами, а любовью к России и ее культуре.

Их богатства были накоплены дедами и отцами, как правило, оборотистыми русскими мужиками, сумевшими в пору реформ сколотить капитал, а затем многократно умножить его. В школьных учебниках, по которым десятилетиями учились советские дети, им доставалось за «кровопивство» трудового народа. На смену капиталистам эпохи первоначального накопления пришли их дети. Они были более образованны, умели увеличивать семейное богатство. Но это поколение рубежа веков уже не удовлетворяли тесные одежки просто богатого человека, их энергия требовала выхода в сфере, где главенствовала душа.

Полузабытое слово «благотворительность» сейчас у всех на слуху (впрочем, его чаще заменяют иноземным «спонсорством»). До революции благотворительность была обычным делом. Кто имел деньги - жертвовал на церкви, строил школы и больницы, открывал приюты и просто помогал беднякам. Высшей степенью благотворительности считалось меценатство - покровительство науке, культуре и искусству. Марина Цветаева писала, что огромные деньги на алтарь культуры одни клали из любви к искусству, другие - просто «для души», третьи - даже для ее спасения.

Собирательство иваново-вознесенского фабриканта Дмитрия Геннадьевича Бурылина однозначно было «для души» и из любви к искусству. То, чему он посвятил свою жизнь, создало своеобразный феномен, если можно так выразиться, «провинциального мецената» - и в этом понятии нет ни грамма уничижения.

Избалованная «широкая Москва» и холодный сановный Петербург знали выдающихся меценатов, коллекционеров и собирателей произведений искусства. Русская живопись была любовью Третьякова. Импрессионисты покорили сердце Щукина. Бахрушин и Тарасов прикипели к театру. И все они отдавали любимому делу не только огромные деньги, но и незаурядную свою энергию, сделав собирательство целью и смыслом жизни.

В отличие от них Дмитрий Бурылин собирал все или почти все, что можно подвести под понятие редкостей (кстати, он не открещивался от этого определения и сам называл свой музей собранием редкостей). Его упрекали в дилетантизме, в разбросанности, случайности предметов коллекционирования. Да, у него не было европейского шика Дягилева, организаторского таланта Морозова, широкой образованности Мамонтова, настойчивой последовательности Третьякова. Но Бурылину нельзя отказать в стремлении удивить земляков редкостями, каких они не видели и не могли видеть Это стремление было побудительной причиной приобретения многих вещей для его коллекции редкостей, да и строительство специального здания для музея (а значит, для всеобщего обозрения) - тому подтверждение.

Феномен Бурылина в том, что его собрание еще при его жизни во многом определяло культурную жизнь Иваново-Вознесенска, а позднее стало катализатором создания целой семьи музеев и музейных экспозиций, сделавших Иваново одной из самых богатых в этом отношении территорий России. К сожалению, этот феномен еще недостаточно оценен в общественном сознании и в литературе об истории отечественной культуры. Если о Третьякове, Морозове, Мамонтове написаны монографии, их можно встретить в числе персонажей художественных книг и фильмов, их облик запечатлели известные русские живописцы, то сведения о Бурылине очень скромны. Одно из немногих воспоминаний оставила лично знавшая Дмитрия Геннадьевича А. П. Носкова:

«Ивановские старожилы еще помнят этого высокого красивого старика с умным лицом, временами общительного и приветливого, а временами рассеянного, молчаливого, занятого своими мыслями. Пройдет еще 20-30 лет, и воспоминания о нем сотрутся, а между тем Д. Г. Бурылин несомненно принадлежал к той породе людей, которых принято называть самородками».

Нельзя также сказать, что собирательская деятельность Бурылина была широко известна за пределами Иваново-Вознесенска, хотя специалисты видели экспонаты его собрания на различных выставках и высоко ценили стремление Дмитрия Геннадьевича открыть свои богатства народу.

«История просвещения Вашего родного города всегда будет помнить Вас, радетеля и устроителя духовных нужд населения большого фабричного центра», - писал Д. Г. Бурылину в 1913 году проректор МГУ В. Ф. Поляков.

А вот отзыв профессора Н. И. Худякова в журнале «Вестник инженеров» за 1926 год. «Создание бурылинского музея было ...редким и удивительным делом одного лица, десятки лет стремившегося к осуществлению своей заветной цели и, в конце концов, ее осуществившего без какой-либо посторонней помощи».

Известный литературовед С. Н. Дурылин, знавший Дмитрия Геннадьевича, при встрече в Москве с дочерью Бурылина К. Д. Пебалк сказал: «Надо написать о нем, так как это был большой русский самородок».

Не написал о нем ни С. Н. Дурылин, ни другие авторы, завеса молчания плотно опустилась над именем «капиталиста-эксплуататора» Д. Г. Бурылина. Лишь в последние годы появилось несколько публикаций о нем в газетах и журналах.

Долго и кропотливо собирала материал об этом редком человеке старейший музейный работник области Агриппина Александровна Додонова. Своей книгой о Д. Г. Бурылине она напоминает о благотворительных и культурных традициях, которые, несмотря ни на какие обстоятельства, сохранились на ниве отечественной культуры. Это книга о корнях, давших соки для появления таких самородков, как Д. Г. Бурылин, и о кроне, выросшей на большой и искренней любви к Отечеству, к искусству, к родному Иваново-Вознесенску.

История Иваново - краеведческие статьи по истории города

 

По семейным преданиям считается, что дальние предки Бурылиных - выходцы из Новгорода Великого, но по архивам их род прочно связан с ивановской землей. Предки Бурылина

В Иваново-Вознесенске немало мест, так или иначе связанных с именем Диодора Бурылина. Он впрямую причастен к основанию Вознесенского посада, принимал участие в строительстве торговых рядов, Дмитриевского моста и в создании народного театра. Диодор Бурылин

В чутье на новое Дмитрию Геннадьевичу отказать было нельзя. В течение всей своей предпринимательской деятельности он вел строительство фабричных пристроек, новых корпусов, получал и брал в аренду производственные помещения у других фабрикантов, проявляя деловую сметку. Фабрикант

Семейная жизнь Дмитрия Геннадьевича складывалась нелегко, даже трагично. В 1884 году, когда ему было 32 года, в возрасте 28 лет умерла его жена Мария Степановна, урожденная Романова. Осталось четверо детей: Александра, Иван, Елизавета, Елена. Семья Бурылина

Дмитрия Геннадьевича волновала жизнь родного города. По мере своих сил и возможностей стремился содействовать развитию просвещения, медицины, культуры в Иваново-Вознесенске помогал в его благоустройстве. Благотворительность

Заветной, но, к сожалению, нереализованной осталась мечта Д. Г. Бурылина написать и оставить землякам Историю Иваново-Вознесенска

На собирание коллекций Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства. Он приобретал произведения живописи, скульптуры, старинные книги, этнографические предметы, а также другие различные редкости. Коллекция Бурылина

25 августа 1912 года состоялась закладка специального здания для музея. Строилось оно по проекту художника-архитектора Павла Трубникова. Музей Бурылина

Революция круто изменила его жизнь. Он постепенно теряет все, чего добился своим трудом. Последние годы жизни Дмитрия Геннадьевича Бурылина

Основные даты в жизни Бурылина

Все дети Дмитрия Геннадьевича после революции 1917 года остались в России. Не так просто им пришлось входить в новую жизнь. Но их трудолюбие, образованность, скромность, природный ум позволили реализовать себя. Потомки Бурылина

Памятник Дмитрию Бурылину в Иваново