Коллекция Бурылина

«Музей - это моя душа, а фабрика - источник средств для жизни и его пополнения», - сказал как-то Дмитрий Геннадьевич слова, удивительно точно передающие его устремления. Страсть к коллекционированию, любовь к старинным и редким вещам определили цель его жизни - создать музей для всеобщего обозрения, для всех желающих.

Напомним, что Дмитрий Бурылин не был ни историком, ни археологом, ни этнографом и не получил никакого специального образования. Всю жизнь он сожалел, что не мог учиться в молодости, но природный ум и прекрасно развитая интуиция, книги, путешествия по странам мира, живое общение с людьми культуры и искусства сделали его человеком широкого кругозора.

На собирание коллекций Дмитрий Геннадьевич тратил колоссальные средства. Несмотря на то, что семья часто нуждалась в деньгах, он приобретал произведения живописи, графики, скульптуры, старинные книги, этнографические предметы, различные редкости. А в своих завещаниях просил близких не осуждать его за это.

Для приобретения коллекций он выезжал в различные города России, в Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Бельгию, Швейцарию, посещал музеи и антикварные магазины, разыскивал любителей старины и привозил множество ценных предметов быта и искусства. Поскольку ни одним иностранным языком Д. Г. Бурылин не владел, в поездках за границу его часто сопровождали дочери.

Я неоднократно сопровождала отца в заграничные поездки и была переводчицей, так как с раннего детства изучала немецкий и французский языки и свободно ими владела, - рассказывает в своих воспоминаниях Софья Дмитриевна. – В 1907 году мы ездили в Баварию летом. В Мюнхене... посещали музеи, антикварные и букинистические магазины... Было закуплено много вещей, среди них бюст римского воина, вырезанный из слоновой кости. Также приобрели много старинных рукописных и печатных книг, и особенно памятна одна рукописная книга величиной с ноготь руки. Отец заинтересовался ею и просил меня сделать через лупу эти рисунки в увеличенном виде и перевести некоторые надписи. У антикваров было куплено большое количество образцов тканей, и мной был сделан русский перевод каждого образца с указанием года и места производства. Эти образцы наклеивались на листы картона или сшивались в книги».

А вот что вспоминала Ксения Дмитриевна: «Отец много путешествовал по России, бывал во многих местах Европы, Азии и Африки, хотел поехать в Америку и даже купил билет на пароход «Титаник», после гибели которого оставил желание поехать в «Новый Свет», как тогда говорили. Но самой большой мечтой была поездка в Индию, Японию и Китай, в которых его очень интересовали древняя культура, религия быт и разные ритуалы. Этим объясняется собирание отцом больших коллекций различных предметов из стран Азии, которые он всю жизнь стремился пополнить новыми экспонатами.

В 1910 году он взял меня в заграничное путешествие для расширения моего кругозора и для использования в качестве личного переводчика, так как иностранных языков он не знал. В Австрии мы посетили монастырь бенедиктинцев, который помещался в старинном замке... Отец связался с хранителем библиотеки и настоятелем монастыря, попросил их выделить для своих коллекций интересные книги, и мы вышли из замка нагруженные какими-то купленными редкостными книгами и пергаментными свитками.

Вообще при всех дальнейших посещениях музеев отец связывался с их администрацией, знакомился с экспонатами и интересовался постановкой в них дела. По-видимому, он в то время уже крепко задумывался о постройке нового специального здания и открытии музея для всех желающих познакомиться с собранными им коллекциями. При ознакомлении с музейными вещами он был очень интересным и эрудированным гидом. Помню, как при посещении помпейских раскопок при нас был обнаружен прекрасный мраморный барельеф и как он восхищался вновь открытыми произведениями древнего искусства. В это время ему удалось приобрести несколько только что извлеченных при раскопках вещей, и я думаю, что он также приобрел и мраморную замечательную помпейскую мозаику «Чудо-петушок», представляющую собой ценное в художественном отношении произведение искусства, созданное (предположительно) во второй половине I века». (Мраморные мозаики «Петух» и «Медуза Горгона» Дмитрий Геннадьевич приобрел у антиквара из Пятигорска Исаака Лазаревича Униковича, который в июне 1911 года из Рима направил их в город Иваново-Вознесенск. Об этом свидетельствует его письмо от 8/21 июня 1911 года и документы на русском и французском языках).

В 1913 году Дмитрий Геннадьевич вместе с женой Анной Александровной побывал в Египте. В Каирском археологическом музее он увидел хорошо сохранившуюся мумию в саркофаге и решил пополнить свой музей уникальным экспонатом. Приобретение мумии Д. Г. Бурылин поручил сопровождавшему его гиду и переводчику - студенту Киевского университета Александру Левину.

Через некоторое время Левину удалось получить официальную санкцию на вывоз мумии и договориться с фирмой «Бансель» о перевозке этого необычного груза в Россию. Осенью 1913 года мумия была благополучно доставлена в Одессу, а оттуда по железной дороге - в Иваново-Вознесенск. Левин составил описание гробницы на английском и русском языках.

В поисках интересных и редких вещей Д. Г. Бурылин вел большую переписку со многими русскими и зарубежными учеными, коллекционерами, антикварами. Среди его адресатов были Анатолий Леонидович Дуров из Воронежа - владелец музея и картинной галереи, московский нумизмат М. В. Квитков, антиквар - ученый А. В. Алексеев, варшавский комиссионер по доставке в музей Бурылина масонских знаков и орденов Б. Бальцевич, директор Российского исторического музея князь Н. С. Щербатов, историк П. Щукин, академик Всероссийской Академии наук В. А. Рышков, владелец литературно-театрального музея в Москве А. А. Бахрушин, библиотекарь Владимирской губернской ученой Архивной библиотеки А. В. Смирнов, сотрудник Российского исторического музея В. М. Викентьев, ученый-этнограф Н. Н. Колобашкин.

Д. Г. Бурылина как коллекционера антиквариата хорошо знали в России. Об этом свидетельствуют письма с предложениями приобрести интересные вещи.

Вот письмо 1897 года из Великого Новгорода от А. С. Романова - брата первой его жены М. С. Романовой:

«Многоуважаемый Дмитрий Геннадьевич. Посылаю Вам несколько серебряных монет старинных. Означенные монеты вырыты здесь на вышке для будущего городского водопровода нашими (работают у нас на постройке) подрядчиками земляных работ. Прошу принять от меня в подарок, и было бы мне очень приятно, если бы означенные монеты были из числа редких.

Большая часть их забрана полицией и по всей вероятности будет сдана археологическому обществу».

Комиссионер императорского Московского университета, московского публичного Румянцевского музея и других ученых обществ С. Т. Большаков предлагал Д. Г. Бурылину иконы, духовные книги, гравюры, фарфор. Дмитрий Геннадьевич вел переписку с И. А. Богдановым - киевским коллекционером бронзовых эмалей, фарфора, керамик и восточных культовых предметов.

Любопытное сообщение поступило в 1913 году из Нижнего Новгорода от Потомственного почетного гражданина Г. А. Фалинского: «Милостивый Государь Дмитрий Геннадьевич! Прошу Вас известить меня заблаговременно, когда Вы будете в Нижнем Новгороде и как нам с Вами удобнее увидаться для личных переговоров и осмотра кареты - бывшей собственности поэта А. С. Пушкина».

«Не найдете ли Вы интересным приобрести для Вашего музея исторический альбом по ситцепечатанию, белению и крашению, заключающий в себе образцы товаров, вырабатывающихся в Иваново-Вознесенском районе в продолжении 40 лет 1870-1910 гг., - пишет в ноябре 1914 года В. Г. Воронина из Москвы. - Образцы подобраны в хронологическом порядке и снабжены всеми нужными объяснениями. Альбом составлялся братом моим инженером-технологом Константином Григорьевичем Топорковым, проработавшим в этом районе колористом 40 лет...».

Для того, чтобы приобрести предлагаемые предметы, Дмитрий Геннадьевич или выезжал по указанному адресу для просмотра их, или же ему высылали эти предметы в Иваново-Вознесенск. Так, в 1911 году у петербургского книгопродавца-антиквара В. И. Клочкова он купил книги «Война России с Наполеоном», «Выставка в Брюсселе», «Праздники в Вене». В ноябре этого же года в столичном аукционном зале Санкт-Петербурга приобрел шлем, кольчугу, телескоп, герб С-Петербурга, два меча, пику японскую.

Московский фабрикант Н. И. Прохоров 12 октября 1912 года сообщает Бурылину:

«Получив письмо Ваше от 10 октября с/г, препровождаю одновременно с этим по три экземпляра сатиновых юбилейных платков с изображением событий 1812 года и покорнейше прошу Вас принять означенные платки в дар Вашему музею».

В 1915 году у петроградского коллекционера Н. П. Клишевича Дмитрий Геннадьевич приобрел коллекцию газетных и журнальных вырезок со статьями о Л. Н. Толстом (1618 статей!). 26 ноября 1916 года контора ткацкой фабрики Г. М. Ясюнинского передала в музей Д. Г. Бурылина один ящик набойных досок с разными рисунками.

Дмитрий Геннадьевич, наряду с антикварными предметами, собирал современные газеты, журналы, революционные брошюры, прокламации, листовки, связанные с событиями революции 1905 года. Между прочим, это насторожило жандармов, и в 1908 году они провели обыск в музее. Об этом можно прочитать в воспоминании Ксении Дмитриевны Пебалк:

«Помню, как однажды отец пришел домой очень взволнованный и сообщил, что жандармы сделали у него в музее обыск и забрали нелегальный материал. Он неоднократно повторил, что эти материалы собирал не для себя, а для народа и истории. В этот же день он бросил все дела и уехал в Москву хлопотать о возвращении жандармами материалов. Возвратился он веселый и рассказывал, что ему удалось связаться с генерал-губернатором и жандармскими генералами и получить разрешение на возврат увезенных материалов на хранение в запечатанном жандармами ящике, однако заставили выдать расписку, что о содержимом в ящике он не будет никому говорить, а потом добавил: «Ничего, время может перемениться, и то, что сейчас запечатано, станет явным. Правда, все это влетело мне в копеечку».

В этом же году Д. Г. Бурылин обратился к Владимирскому губернатору И. Н. Сазонову с просьбой разрешить собирать газеты, журналы по разным направлениям по одному экземпляру. Ему это разрешили, но он подписал обязательство «сохранять и не допускать пользоваться другим».

В 1911 году Дмитрий Геннадьевич за тысячу рублей приобрел у действительного статского советника из г. Рязани А. В. Селиванова собрание книг, брошюр, листовок, журналов и газет, относящихся к 1905-1907 гг.

Разнообразны этнографические коллекции, собранные Д. Г. Бурылиным. Самым большим отделом среди них являлся русский. Здесь представлены были разнообразные предметы быта, посуда и утварь, изделия из слоновой кости, одежда, головные уборы, большое собрание русского оружия и военного снаряжения, орудия труда, огромная коллекция образцов тканей, преимущественно местного производства, начиная от старинных ручных набоек XII-XVIII веков.

Истинную музейную ценность представлял отдел Востока и Средней Азии. «Изюминка» его - уникальная коллекция предметов буддийского культа - подобной в дореволюционное время не было во всей России.

Отдел Западной Европы был менее значительным по количеству предметов. Тут обращали на себя внимание большие кружки из слоновой кости немецкой работы, оправленные в серебро, статуэтки из слоновой кости с раскрывающимися створками, охотничьи рога из слоновой кости, медная и оловянная посуда, серебряные кубки и некоторые предметы прикладного искусства.

Собрание русского фарфора и фаянса первой половины XIX века было представлено изделиями 21 предприятия России, в том числе заводов А. Попова, Гарднера в Москве, Новых в деревне Кузяевой, Синяшиной в селе Елизаветино Московской губернии, Батенина в Санкт-Петербурге, С. Т. Кузнецова в Риге, императорского завода в Санкт-Петербурге и известной фабрики С. Т. Кузнецова в Дулеве.

Большую ценность представляли квасники фаянсовые и глиняные русской работы XVIII-XIX веков.

Изделия заводов и фабрик Германии, Англии, Австрии, Франции, Дании, Италии, Китая, Японии образовали коллекцию иностранного фарфора первой половины XIX века. Правда, среди английского фарфора оказались подделки под Веджвуд (первая половина XIX века) - фарфор с белыми фигурами на цветном фоне.

Значительны были разделы «Русская, восточная и западноевропейская металлическая посуда XVII-XIX веков», «Изразцы XVII-XIX веков», «Серебряные филигранные изделия русской работы XIX века». Среди русской металлической посуды - квасники, жбаны, самовары, кофейники, чайники, подносы, сервиз финифтяный XVIII века и серебряное вызолоченное блюдо, поднесенное гражданами города Пучежа министру внутренних дел Сипягину в 1901 году. Вазы, чаши, сосуды для омовения, курильницы, старинная утварь буддийских храмов из Китая, Индии, Персии, Туркестана, Кавказа составили коллекцию восточной металлической посуды. Среди западноевропейской металлической посуды - серебряные кубки XVII века, сосуды медные больших размеров, оловянная посуда английской работы конца XVIII века.

Большой интерес представляли:

коллекция курительных трубок Русской и западноевропейской работы, в том числе терракотовые, деревянные роговые, пеньковые, из моржовой и слоновой кости фарфоровые, металлические, с янтарными и бамбуковыми мундштуками и чубуками;

коллекция русских металлических чернильниц XVII века;

коллекция игральных карт - около 100 колод русских, китайских, японских, французских, немецких и карт различных времен и назначений - гадальных, сатирических исторических, учебных;

коллекция женских народных украшений: серьги, пряжки, застежки, бляхи, подвески, браслеты, перстни, ожерелья, в основном кавказской и среднеазиатской работы XVIII-XIX веков.

Коллекцию русской, западноевропейской и восточной одежды составляли сарафаны парчовые и домотканые, шугаи, душегреи, камзол дворянский XVIII века, городские купеческие платья XIX века, мордовские костюмы, одежда набойщиков и ткачей второй половины XIX и начата XX веков, среднеазиатские халаты (халат эмира Бухарского, украшенный золотом, жемчугом, драгоценными камнями, прислал в музей с Туркестанского фронта М. В. Фрунзе), китайская мужская рубаха, чадра, жилет из Герцеговины с серебряными накладками XIX века, румынская одежда конца XIX века.

В коллекции часов были представлены часы деревянные с деревянным же механизмом русской работы, часы песочные, солнечные, каминные и настольные английской работы XVIII-XIX веков. Очень интересны универсальные астрономические часы - единственные в мире. Их механизм установлен в застекленном черном полированном футляре из дорогих пород дерева. Длина футляра - 3 метра, высота -2,5 метра. Часы имеют календари различных летоисчислений, 95 циферблатов, указывают время в 37 местах земного шара и движение планет Солнечной системы. Эти уникальные часы были сконструированы в 1873 году парижским механиком Альбертом Биллете для одного из потомков рода герцогов Альба. Д. Г. Бурылин приобрел их в 1911 году в Санкт-Петербурге с аукциона за 3000 рублей.

Среди экспонатов раздела «Оружие и воинское снаряжение XVI-XX веков» - русские ружья с запалами, кремневые, пистонные, однозарядные, магазинные, «секретная стреляющая шкатулка», редкая западноевропейская пушка XVI века, африканские стрелы, луки, дротики, австралийские бумеранги, персидские и африканские шиты, западноевропейские «мечи правосудия», множество холодного оружия России Китая, Японии, Индии, Персии, Турции, Монголии, Малайских островов, кольчуги, панцири, кирасы - русские, западноевропейские и восточные, костюмы японских самураев и рыцарское вооружение.

Очень богатой была нумизматическая коллекция Д. Г. Бурылина. Уже в 1885 году в ней насчитывалось до 100 тысяч монет, орденов и медалей XVI-XX веков из 236 государств и городов - монеты платиновые, золотые, серебряные, медные, фарфоровые, кожаные, из рыбьей чешуи, из раковин. Из русских денежных знаков наибольший интерес представляли деньги кожаные, гривны новгородские и киевские, шейные гривны ефимки, великокняжеские копеечки, первые русские ассигнации. Здесь можно было увидеть знаменитый римский асс и греческий обол, золотой персидский дарейк и еврейский серебряник, абиссинский денежный знак в виде соляного бруска, монеты эпохи Александра Македонского и римских цезарей, золотые монеты византийской империи и папские монеты.

В коллекции изобразительного искусства - картины Айвазовского, Верещагина, А. Бенуа, Клевера, Маковского, Поленова, Шишкина, западноевропейские гравюры, среди которых были очень ценные и редкие листы.

Особенность археологической коллекции заключалась в наличии в ней интереснейших памятников культуры и искусства древней Греции, Рима, Египта, в том числе египетской мумии.

Одной из лучших в России была масонская коллекция. В ней находились редчайшие масонские знакивсех стран, всех масонских лож, символические одежды, масонские рукописи и книги, оружие, ключи, все предметы для посвящения в рыцари. В 1911 году американские коммерсанты предлагали Д. Г. Бурылину за часть масонской коллекции крупную сумму, но Дмитрий Геннадьевич не продал, хотя в то время очень нуждался в деньгах.

Отличалась богатством и разнообразием коллекция старопечатных книг и рукописей. Среди них подлинные редкости: «Апостол» первопечатника Ивана Федорова 1564 г., его «Псалтырь» с гравюрами Дюрера 1521 г., первое издание Данте, небольшая коллекция эльзевиров (изданий знаменитых амстердамских типографов XVI-XVII веков), несколько инкунабул - первых книг, напечатанных до 1500 года набором, изобретенным выдающимся немецким типографом И. Гуттенбергом, большая коллекция Библий на всех европейских языках, считавшаяся лучшей в России.

В отделе истории и географии, представленном наиболее полно в собрании, есть и капитальные труды, и монографии, и отдельные исследования известных русских и европейских историков и географов, редкие географические карты и атласы - русские и иностранные.

Собирал Д. Г. Бурылин сочинения по юриспруденции, начиная с XVI-XVII веков, редкие книги известных медиков XVI-XVIII веков, древние рукописи (например, Евангелия XIV века, различные сборники). Много рукописей на арабском, персидском, абиссинском, тибетском, армянском, грузинском языках и даже санскрите. В коллекции русских и иностранных государственных грамот - именные жалованные грамоты почти всех русских царей и императоров, начиная с Алексея Михайловича и Петра Первого, указ о награждении нижних чинов за подписью Барклая-де-Толли. Имеются подлинные письма А. В. Суворова, А. П. Чехова. Наполеона императора Александра I, А. М. Горького, Л. Н. Толстого. Князь Щербатов считал этот фонд «драгоценностью для науки».

Одно из самых значительных собраний музея Д. Г. Бурылина - текстильный фонд, в котором представлено около миллиона образцов тканей России, Японии, Западной Европы Китам. Персии. Чрезвычайно интересна коллекция старинных ивановских ручных набоек XVII-XVIII веков, рисунков для ситцев на бумаге, выполненных местными художниками, рисовальщиками XIX века, манер и перротинных досок для ручной набивки тканей, молотков набойщиков, рецептурных книг для составления красок. Имеются прялки, ручной ткацкий станок XVII века. К этому же фонду относится большое собрание документальных материалов по истории текстильной промышленности города Иваново-Вознесенска (так называемый личный архив Д. Г. Бурылина), а также 28 живописных портретов и фотопортретов ивановских фабрикантов, начиная с крепостных крестьян графа Шереметева и кончая последними фабрикантами и их служащими, фотографии рабочих конца XIX века, виды фабричных зданий, семейные фотографии и документы фабрикантов. Бурылинский текстильный фонд - единственный в мире по своей полноте и многообразию.

Таким образом, благодаря энергичной и целенаправленной собирательской деятельности в течение нескольких десятилетий Дмитрий Геннадьевич собрал целый ряд ценных уникальных коллекций, которые имеют мировое значение. С 80-х годов прошлого века он представлял их на многих выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, на Всемирных выставках в Чикаго и Париже.

Впервые коллекции Д. Г. Бурылина можно было увидеть на выставках в Москве, организованных в 1887-1888 годах Российским историческим музеем и Антропологическим музеем Московского университета. Российскому историческому музею он подарил большой живописный портрет царя Алексея Михайловича, а Антропологическому музею - собрание рукописей в 16 томах с различными планами и картами XVII века и полный костюм японского самурая. За этот щедрый дар Д. Г. Бурылину был присужден почетный диплом Антропологического отдела.

В 1891 году на Среднеазиатской выставке в Москве, проходившей в Российском историческом музее, экспонировалась коллекция азиатских и восточных монет, на которую обратил внимание при посещении выставки император Александр III. Дмитрий Геннадьевич был награжден большой золотой медалью. На этой же выставке он приобрел много интересных древних предметов из Самарканда, Хивы и Бухары.

В 1893 году проходила Всемирная колумбийская выставка в Чикаго. О своей коллекции, отправленной в Америку Дмитрий Геннадьевич писал: «...монет, медалей, жетонов и ассигнаций, коих было послано 9400 штук. Весу в оных золота и серебра три пуда; меди, бронзы и разных металлов - шесть пудов двадцать фунтов. Означенные монеты и прочее расположены были на 4 столах и занимали 250 квадратных футов». На этой же выставке экспонировались образцы тканей Товарищества Куваевской мануфактуры, фабрик Д. Г. Бурылина, 3. Л. Кокушкина, П. И. Маракушева и А. А. Ясюнинского.

В 1894 году на полиграфической выставке в Санкт-Петербурге Дмитрий Геннадьевич подарил графу Алексею Павловичу Игнатьеву грамоту за подписью императора Петра Первого, пожалованную стольнику Артамону Игнатьеву.

В 1896 году Д. Г. Бурылин принимал участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде. Здесь были представлены 200 образцов ивановских набоек, начиная с набоек на грубом и толстом холсте и кончая образцами шторных тканей, собрание среднеазиатских и восточных монет, древние бытовые предметы и оружие Средней Азии. Выставку посетили император Николай II и императрица Александра Федоровна. Министр финансов России представил императору Дмитрия Геннадьевича, который показал высоким гостям свои коллекции, рассказал им о возникновении набойного производства и набойно-ситцевых фабрик в селе Иванове. Д. Г. Бурылин преподнес императору в серебряной папке фотографии образцов ивановских набоек. Это была первая встреча Дмитрия Геннадьевича с российским императором.

Все образцы набоек, экспонировавшихся на этой выставке он в четырех альбомах передал в дар вновь открытой школе колористов в Иваново-Вознесенске.

Вторая встреча с Николаем II и его дочерьми состоялась в 1912 году на выставке в Российском историческом музее, посвященной Отечественной войне 1812 года, где почти во всех залах можно было увидеть экспонаты из музея Д. Г. Бурылина. Великим княжнам с разрешения императора Дмитрий Геннадьевич преподнес выработанные на его фабрике юбилейные платки к 100-летию победы над Наполеоном. В третий раз ивановский фабрикант был представлен Николаю II во время посещения императором города Владимира 16 мая 1913 года в числе депутации от Иваново-Вознесенска.

В 1899 году на франко-русской художественно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге Д. Г. Бурылин показал предметы восточноазиатской коллекции и образцы ивановского набивного ситца, за что получил диплом и золотую медаль. В этом же году в Санкт-Петербурге на выставке искусства в здании Центрального художественного училища барона Штиглица впервые демонстрировалась его знаменитая масонская коллекция.

В 1908 году в Москве была организована выставка рукоделия, где Д. Г. Бурылин показывал коллекцию старинных вышивок и кружев. Его удостоила вниманием и личной беседой почетная председательница великая княгиня Мария Павловна, супруга принца Вильгельма Шведского.

В 1911 году в Санкт-Петербурге на выставке «Ломоносов и Елизаветинское время» из собрания Д. Г. Бурылина было представлено 42 предмета домашнего обихода из меди и бронзы того периода и 40 томов печатных книг, а также грамоты с автографом императрицы Елизаветы Петровны.

Осенью этого же года в Москве в здании Российского исторического музея была открыта выставка, посвященная памяти великого писателя Л. Н. Толстого. К этой выставке Дмитрий Геннадьевич готовился с большим волнением. Ведь он встречался с писателем, вел переписку, направлял в Ясную Поляну ситец и сатин для бедных крестьянских детей, в скорбный для всего человечества день смерти Толстого находился в Астапове. На этой выставке в витринах Д. Г. Бурылина демонстрировались портреты, бюст писателя, великолепный альбом выполненных С. А. Толстой фотографий из жизни Ясной Поляны, который Софья Андреевна передала в дар музею Бурылина. Здесь же была «Книга посетителей музея» с автографом Л. Н. Толстого по случаю устройства читальни в Иваново-Вознесенске, а также 14 томов газетных и журнальных публикаций русской и зарубежной прессы о гениальном писателе за один год после его ухода из Ясной Поляны.

Уникальные экспонаты, посвященные памяти Л. Н. Толстого, были представлены и на выставке, состоявшейся в марте 1912 года в Иваново-Вознесенске, в здании женской профессиональной школы на улице Покровской (ныне улица 10-го Августа). Об этом «Санкт-Петербургские ведомости» 6 апреля 1912 года в заметке «Интересная выставка» сообщали: «В первой комнате вверху находятся предметы, относящиеся к воспоминанию о Л. Н. Толстом: его бюсты, портреты, последнее издание его сочинений, автограф Льва Николаевича о сочувствии его учреждению библиотеки в Иваново-Вознесенске. Тут же имеются 13 томов газетных (до 20 тысяч) рецензий о Толстом, вышедших в течение всего только одного года с начала болезни Льва Николаевича».

Деятельность Д. Г. Бурылина по сбору памятных предметов, документов о Л. Н. Толстом и популяризации его творчества получила общественное признание, и ивановский меценат в мае 1917 года был единогласно избран действительным членом Толстовского общества.

Д. Г. Бурылин переписывался с женой Л. Н. Толстого Софьей Андреевной до 1919 года. В мае 1919 года она в своем последнем письме писала: «Многоуважаемый Дмитрий Геннадьевич, благодарю Вас за поздравления с праздником и за то, что не забываете нас и в то трудное время, в которое мы живем... Меня, в память Льва Николаевича, еще не обижают, и я имею, пока, достаточно пропитанья. Но когда все, что я имею, съедят - не знаю, как будем кормиться. Очень много живущих в Ясной Поляне... Что у Вас, цел ли Ваш музей? Желаю Вам, как и всем пострадавшим за это время русским людям, всего лучшего и доброго здоровья. Уважающая Вас Гр. С. Толстая».

Дмитрий Геннадьевич Бурылин - фабрикант, меценат и коллекционер из Иваново-Вознесенска