Ивановский художественный музей

C 1960-го года художественный музей в Иваново существует как самостоятельное учреждение культуры. До этого времени художественные коллекции были частью собрания Ивановского областного краеведческого музея. Источниками формирования этих коллекций были собрание редкостей и древностей Д.Г. Бурылина — создателя первого в городе музея, национализированные собрания из имений, усадеб, особняков, собрание Шуйского музея, расформированного в 1924 году. Значительно увеличилась коллекция музея за счет поступления раритетов из Главискусства в 1929 году, Государственной Третьяковской галереи в 1930—1931 годах, Государственного Русского музея в 1930-м году. Фонд советского искусства пополнялся с выставок «Советская Россия» в 1960-м году, Всесоюзной художественной выставки 1961-го года. Расширение музейных коллекций происходит путем закупок произведений с выставок, у художников, владельцев художественных ценностей, через Министерство культуры России, РОСИЗО.

Ныне собрание Ивановского художественного музея насчитывает более тридцати тысяч единиц хранения живописи, графики, икон, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии. Оно делится на следующие разделы:

1. Искусство Древнего мира: Египет, Греция, Рим.

2. Искусство Востока: прикладное искусство Японии, Китая, Ирана, Индии, Персии.

3. Западно-Европейское искусство XVI—XX веков.

4. Русская иконопись XVI—XX веков.

5. Русское искусство XVIII—XIX веков.

6. Русское искусство XX века.

В первый раздел этого перечня входят уникальные атрибуты погребального культа древних египтян: саркофаги, изображения божеств египетского пантеона, сосуды-колопы; греческие сосуды с ковровой, чернофигурной и краснофигурной росписями, редкостные мозаики из погибших Помпей, римские саркофаги и надгробные камни.

Искусство Востока представлено культовой скульптурой, вазами, кальянами, графическими листами.

В раздел «Западно-Европейское искусство» входят живопись, печатная и оригинальная графика, среди которой прекрасные образцы портретов XVIII века, уникальные листы Джованни Батиста Пиранези из серии «Тюрьмы», произведения итальянской, французской, немецкой, английской, голландской школ, фарфор, резная кость, скульптура.

В 90-е годы XX века в собрание поступили образцы актуального европейского и американского искусства.

Основа собрания Ивановского художественного музея — русское искусство во всем его многообразии. Безусловную ценность для специалистов и любителей представляет собрание икон, фресок, литья, связанного с православным христианским обрядом.

В собрание живописи входят произведения Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, К. Брюллова, А. Венецианова, В. Тропинина, П. Федотова, В. Перова, Н. Ге, Н. Ярошенко, И. Айвазовского, И. Репина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова. Об успехах русской портретной живописи XVIII века можно судить по работе Ф. Рокотова «Портрет неизвестной», поэтичном и одухотворенном произведении мастера, прославленного своими женскими образами.

Украшением собрания русской живописи XIX века является первый вариант картины П. Федотова «Вдовушка». Художник, считающийся родоначальником русского бытового жанра, неоднократно обращался к этой волнующей его теме. В этой небольшой по формату работе обращает на себя внимание изысканный колорит, красота живописи, строгость и лаконичность композиции, драматизм темы.

Значительна и монументальна работа художника-философа М. Нестерова «Лето». Творчество крупнейшего мастера конца века В. Серова представлено как импозантным, психологическим «Портретом Зинаиды Мориц», так и щемящим по настроению пейзажем средней полосы России «Осень. Домотканово».

Органично вошли в коллекцию искусства рубежа веков великолепные, сочные, роскошные по живописи работы русских импрессионистов: К. Коровина, С. Виноградова, И. Грабаря, театральные работы А. Бенуа, А. Головина, С. Судейкина, Н. Сапунова. Этому же периоду принадлежат и вещи М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева, Л. Туржанского, С. Жуковского, К. Сомова, без которых собрание искусства конца XIX — начала XX веков не могло бы считаться полным.

Первоклассными работами М. Сарьяна, И. Машкова, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька представлены объединения «Голубая Роза» и «Бубновый валет», сыгравшие значительную роль в развитии русского искусства.

Уникальна коллекция графики, в которой работы первых русских граверов — «птенцов гнезда Петрова» соседствуют с обширно представленным лубком и религиозной гравюрой. Изысканны акварельные и пастельные портреты первой половины XIX века, листы Ф.Толстого, иллюстрирующие поэму Богдановича «Душечка», точен рисунок К. Брюллова. Огромной редкостью являются графические листы И. Крамского, В. Сурикова, И. Репина, И. Шишкина, М. Врубеля, К. Сомова, Ф. Малявина.

Лишь недавно адекватную оценку получило и стало доступно для посетителей собрание русского авангарда, в которое входят произведения К. Малевича, В. Татлина, А. Шевченко, В. Степановой, О. Розановой. Коллекция русского искусства XX века в последние годы была значительно расширена работами мастеров, обвиненных в свое время в формализме и в связи с этим не покупавшимися музеями, не попадавшими на выставки. Сейчас же имена С. Романовича, Н. Удальцовой, А. Лабаса, А. Тышлера занимают достойное место в истории русского искусства и в музейных коллекциях.

Особую весомость коллекции Ивановского художественного музея придал дар народного художника России А. Морозова, одного из лучших русских пейзажистов, чья активная творческая деятельность продолжалась более шестидесяти лет. Родившийся под Ивановом в 1902 году, закончивший в Москве ВХУТЕИН, художник в своем творчестве сумел соединить достижения европейской и русской пейзажных школ, полно и своеобразно в пейзажных полотнах отразить состояния и настроения своего непростого времени. Более 1500 живописных и графических работ этого значительного мастера XX века, чье творчество еще ждет своего осмысления, вошли в состав коллекции Ивановского музея и уже неоднократно демонстрировались на тематических и монографических выставках.

В 2001 году в Иванове открылся музей Александра Морозова.

Постоянная мемориально-художественная экспозиция представляет творчество народного художника СССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Бориса Пророкова. Она расположена в Доме-музее Б.И. Пророкова, открытом в 1980-м году. В фондах музея работы художника с конца 1920-х до начала 1970-х годов: графика, живопись, скульптура, эскизы, наброски, авторские повторения и варианты к известным сериям, книги, подлинные фотографии, уникальные документы, награды.

Значительный пласт собрания музея составляют работы ивановских художников. Эта часть собрания представляет сложный художественный процесс в Ивановской области как немаловажный для развития искусства России. С Ивановом связана творческая деятельность такого своеобразного мастера как М. Пырин, который закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сумел непосредственно прикоснуться к европейскому художественному процессу; первая же выставленная картина была приобретена в Третьяковскую галерею. Его творчество, посвященное, казалось бы, обыденной жизни «маленького» человека, чрезвычайно своеобразно, изысканно.

Не менее крупным мастером был и И. Нефедов, получивший образование в Училище живописи, ваяния и зодчества и в Академии художеств. Его наполненные символистским смыслом панорамные пейзажи как бы развивают идеи русского космизма. Они сразу же обращают на себя внимание своей неоднозначностью.

Творчество этих двух значительных для русского искусства художников мощно подкрепляла целая плеяда ивановцев, еще в довоенные годы создавшая в Иванове насыщенную художественными поисками среду. Н. Секирин, А. Кузнецов, Н. Буров, В. Говоров, братья Корыгины в живописных полотнах разнообразно и ярко отразившие свое время подготовили почву для творческой реализации следующего поколения; наиболее значительные представители которого — проникновенный и лиричный пейзажист В. Федоров, — виртуозной кисти его была доступна передача сложнейших состояний природы, — богато одаренный, работавший одинаково успешно в разных жанрах, чутко воспринявший принципы «сурового стиля» М. Малютин, сумевший соединить гротеск с лирикой Е. Грибов, крепкий маринист А. Кротов, много и плодотворно работавшие над историко-революционной и индустриальной темой Н. и В. Родионовы. Их сверстники, каждый из которых обладал своим творческим лицом, сумели стать заметными явлениями в искусстве не только Иванова. Не случайно в собрания художественного музея попали работы Б. Романычева, Н. Гавриловой, С. Кожаева, А. Шушунина, Р. Михайлова. Этот высокий уровень сохраняет и развивает и следующее поколение художников Иванова, принципиально не сковывающих себя официальными заказами. Родоначальником этого нового этапа в развитии художественной жизни в Иванове можно считать В. Бахарева, который реализует себя не только в собственном творчестве, но и в педагогической деятельности. Работы некоторых из его учеников уже находятся в музейном собрании.

В коллекции искусства второй половины XX века представлены работы наиболее изестных мастеров московской школы живописи Л. Табенкина, Н. Нестеровой, Т. Назаренко, И. Лубенникова, И. Старженецкой и других, ленинградцев В. Тюленева и Г. Игошина, во многом определивших развитие художественного процесса в Санкт-Петербурге, ярких представителей искусства Прибалтики и Средней Азии. Разнообразие творческих индивидуальностей, характерное для советского искусства 70—90-х годов XX века, собрание Ивановского художественного музея отражает достаточно полно живописными, графическими, скульптурными работами этого периода.

В коллекции русского декоративно-прикладного искусства — уникальное собрание резной кости XVIII—XIX веков, фарфор, производства всех крупных российских мануфактур, художественное стекло XVIII—XX веков, изделия серебряных дел мастеров, художественное литье, мебель.

Особое место в этой коллекции принадлежит палехским и холуйским лакам.

Уникальные художественные промыслы, соединившие в себе традиции русского иконописания и лукутилской росписи по лаку представлены разнообразием имен, тем, форм: от основоположника промысла И.И. Голикова до молодых мастеров, творящих в конце века, от сказочных до политических сюжетов, от ювелирных украшений, традиционных ларцов и шкатулок до книжной иллюстрации и расписной мебели.

Привлекательно небольшое, недавно скомплектованное собрание агитационного фарфора 20—30-х годов XX века.

Музейное собрание, представляющее широкий диапазон духовной культуры человечества позволяет Ивановскому художественному музею занимать одно из ведущих мест среди провинциальных музеев России и играть значительную роль в культурной жизни Иванова.

Расположен музей в центре города, на одной из основных городских магистралей. Здание, построенное в 80-е годы прошлого века, несет на себе характерные черты архитектурного стиля этого периода. Хотя здание строилось для реального училища, его строгие формы, открытые внутренние пространства, лаконичная планировка, отсутствие мелочного декора совпали с нуждами музея. Все это дало возможность иметь в городе духовный центр, отвечающий запросам самых разных групп населения.

История Иваново - краеведческие статьи по истории города