Завтрашний день Иванова

В 1971 году журналист Павел Белов встретился с председателем исполкома городского Совета Адольфом Федоровичем Лаптевым и побеседовал с ним о переменах, которые произошли в жизни города Иванова, а главное — о том, каким он будет в недалеком будущем.

— Душой каждого индустриального города является рабочий класс. Расскажите, Адольф Федорович, хотя бы коротко, что представляет собой рабочее Иваново сегодня?

— За годы Советской власти наш город изменился несказанно. Но есть между поколениями ивановцев незатухающее родство. Суть его — революционность. Славу отцов и дедов умножают своим трудом сыновья и внуки. Революционная душа города — его рабочий класс — с каждым годом наливается все новыми силами.

Сейчас в Иванове около ста промышленных предприятий. Численность рабочего класса превышает 160 тысяч человек. Неизменная наша гордость — текстильщики еще несколько лет назад стали выпускать более чем по миллиарду метров различных тканей в год. Это около одной трети в целом по республике.

Но не одним текстилем славно Иваново. Теперь в его облике отчетливо проступили и характерные черты города машиностроителей. Одиннадцать заводов, большинство из которых построено за последние 15 лет, выпускают автомобильные краны, чесальные машины, расточные станки, экскаваторы, красильно-отделочное оборудование, приборы для испытания металлов и т. д.

Следует отметить, что продукция наших фабрик и заводов находит все более широкий спрос за рубежом.

— Какими путями будет наращиваться промышленный потенциал города?

— В полном соответствии с генеральным планом, утвержденным Советом Министров РСФСР. Как известно, численность городского населения зависит от степени развития промышленности. Однако народное хозяйство в своем развитии только тогда отвечает требованиям целесообразности, если оно развивается гармонично. А гармония — это и есть «зерно» плана, о котором мы сейчас и ведем речь.

К концу расчетного срока генерального плана (25—30 лет) численность населения нашего города определена в 500 тысяч человек. По данным Всесоюзной переписи населения 1970 года, в Иванове проживало 419 тысяч (за годы Советской власти его население увеличилось вчетверо). Надо иметь в виду, что в новые границы города войдут Кохма и ряд других населенных пунктов. До полумиллиона нам, как видите, не так уж и далеко.

Ивановская городская партийная организация все годы после XXIII съезда КПСС главным направлением своей деятельности считала мобилизацию, производственных коллективов на ускорение роста производительности труда на основе научно-технического прогресса. Эта работа получит еще больший размах в девятой пятилетке. В конце 1970 года Совет Министров СССР принял постановление о техническом перевооружении и реконструкции предприятий легкой промышленности нашей области. Этим постановлением предусмотрено реконструировать в областном центре девять фабрик и комбинатов. Будет заменено все устаревшее технологическое оборудование высокопроизводительными станками и машинами. Освоение в кратчайшие сроки проектных мощностей нового оборудования — один из существенных резервов повышения эффективности производства.

— Не получит ли в продолжение этих 25—30 лет преимущество машиностроительная промышленность?

— Текстиль и в дальнейшем удержит первенство. Но соотношение объемов продукции текстильной промышленности и предприятий машиностроения изменится. В 1968 году удельный вес продукции фабрик достигал 67 процентов от общего объема валовой продукции города. В дальнейшем он составит 45,3 процента, удельный же вес продукции машиностроения соответственно возрастет. Дальнейшее развитие получат швейная, обувная, химическая и пищевая промышленность.

— Расскажите о структуре планировки, положенной в основу генерального плана Иванова?

— План сполна отвечает главному принципу советского градостроительства — созданию максимума удобств для населения. Границы Иванова будут расширяться в юго-восточном направлении. Это целесообразно во многих отношениях. И прежде всего потому, что там имеются выгодные для строительства свободные площади. Генпланом предусматривается формирование трех планировочных городских районов: северного с населением около 100 тысяч человек, центрального — свыше 250 тысяч и южного — около 150 тысяч человек.

— Где будет сформирован общегородской центр?

— Он будет включать в себя площади Революции, Пушкина и Багаева, проспект Ленина, улицы Энгельса и Красной Армии. Площадь Революции будет значительно расширена. Возле существующего Дома Советов поднимется высотное административное здание. В мемориальном сквере намечено воздвигнуть новый монументальный памятник борцам Революции. Именно здесь, на центральной площади города, будут проводиться праздничные демонстрации, народные гулянья. Невдалеке от площади Революции поднимется несколько крупных общественных зданий, которые создадут стройный архитектурный ансамбль центра. Особое внимание в генплане уделяется застройке набережной Уводи, улучшению ее архитектурного оформления и благоустройства. По-новому предполагается организовать в центре и транспортное движение.

— А как будет решаться жилищная проблема?

— Согласитесь, что человек, не бывавший в Иванове лет двенадцать и въезжающий в него со стороны Лежневского шоссе, сегодня совершенно не узнает города. На месте пустырей и перелесков поднялись кварталы многоквартирных домов, гигант-завод расточных станков, завод автомобильных кранов. К началу 1969 года жилой фонд составлял 2,8 миллиона квадратных метров. Это всемеро больше того, что было до революции. Только за последние четыре года в городе прибавилось 19700 квартир. Однако большая работа, проведенная партийными, советскими и строительными организациями по обеспечению жителей областного центра благоустроенными квартирами, еще не сняла остроты жилищной проблемы. Запросы населения будут удовлетворены в ходе осуществления генерального плана развития Иванова. До 1980 года намечается ввести полтора миллиона квадратных метров. Строительство будет вестись как на свободных территориях в районе юго-востока, так и на месте устаревших домов.

— Обретет ли город в ходе этого грандиозного строительства красивый архитектурный облик?

— Безусловно. И прежде всего за счет того, что в жилых массивах будут дома повышенной этажности. Следует отметить и такое важное обстоятельство: уже сейчас развертывается строительство домов по новым типовым проектам. Комнаты в них в большинстве своем изолированные. К услугам жильцов встроенные и антресольные шкафы и кладовки. В дальнейшем проекты квартир будут еще совершеннее.

— С ростом города расширится, естественно, и сеть предприятий и учреждений, обслуживающих население. Познакомьте с этой стороной генплана.

— Некоторые новостройки я уже назвал, когда рассказывал о формировании ансамбля центра. Добавлю, что сейчас ведется реконструкция драматического театра. Вместо одного зала в нем будет почти два таких же по вместимости и еще два малых. На месте старого в будущем поднимется новое здание цирка. Крупным очагом культуры станет Дворец текстильщиков. На площади Генкиной откроется Дом культуры железнодорожников.

— Появятся ли в Иванове новые институты?

— Сейчас у нас их шесть. Кроме того, имеется 14 средних специальных учебных заведений. В городе мощная сеть научно-исследовательских и экспериментально-конструкторских институтов и целый ряд специальных конструкторских бюро. Генплан не предусматривает открытие новых высших учебных заведений. А вот расширяться они будут. От Советской улицы до Уводи, на месте малоценных жилых домов, сформируется студенческий городок.

— Что получат в результате осуществления генплана маленькие граждане Иванова?

— Подарков для них будет приготовлено много. Невдалеке от студенческого спортивного комплекса появится пионерский городок с зеленым массивом. На краю большого сада, примыкающего к рынку Первого Рабочего поселка, намечено построить станцию юных натуралистов. В местах новой застройки и по всему городу будут открываться школы и детские дошкольные учреждения, детские спортивные, музыкальные и другие специальные школы. Осуществление плана позволит полностью избежать двусменной работы всех общеобразовательных учебных заведений, полностью удовлетворить спрос населения на детские ясли и сады.

— А как будет развиваться служба здоровья?

— В районе камвольного комбината строится областная больница на 600 коек. Там же будут в свое время открыты еще два лечебных учреждения в общей сложности на 1150 коек. Новые больницы появятся у Меланжевого комбината — на 300 коек, в микрорайоне Сортировочный — на 200, в районе Кохмы — две больницы по 300 коек. Предусмотрено расширение ряда действующих больниц и поликлиник.

— Какое место в генплане уделено торговому и бытовому сервису?

— Очень большое. Ведь четко организованная служба быта — это высвобожденное для горожан время ради их всестороннего духовного и физического развития, воспитания детей. Таково в общих чертах социально-политическое значение этого сервиса. Другая же его сторона — удовлетворение самых насущных житейских потребностей. Как говорится, хороший сервис — хорошее настроение у людей.

Генеральным планом застройки Иванова предусмотрен общегородской торговый центр. Он разместится, на участке между проспектом Ленина, Крутицкой улицей и Гостиным переулком. В нем будут сосредоточены все виды торговли промышленными и продовольственными товарами.

Бытовое обслуживание — проблема не менее острая. Сейчас в городе около 600 разных мастерских, ателье и приемных пунктов. Ивановны получат 330 всевозможных бытовых услуг. Это говорит о многом. Однако запросы трудящихся все еще удовлетворяются далеко не полностью. В соответствии с генпланом рядом с Центральным универмагом на улице Фридриха Энгельса построен Дом быта, рассчитанный на обслуживание 250 тысяч человек в год. Планируется открыть Дом моды.

— Иваново включено в «Золотое кольцо» туризма. Это нашло какое-то отражение в генплане?

— Несомненно. В ближайшие годы на левом берегу Уводи, возле подвесного пешеходного моста, будет открыт комплекс зданий гостиницы для туристов. Гостиничный «голод» уже в значительной степени ослаблен с вводом в эксплуатацию симиэтажной гостиницы на проспекте Ленина. Вместе с тем «Золотое кольцо» потребует от ивановцев повышенных забот по благоустройству города.

— О традициях... Не встает ли генеральный план в противоречие с традициями, не нарушаются ли исторически сложившиеся особенности города?

— Ни в коем случае. Наоборот, генплан эти особенности закрепляет. Застройка города будет вестись таким образом, чтобы память о старине и истории, о героической революционной борьбе пролетариев Иваново-Вознесенска, о развитии текстильной промышленности не только не была притушена, а напротив, ярче выявилась на фоне сегодняшних дней. Все памятники истории, архитектуры и культуры, находящиеся под охраной государства, будут сохранены и по необходимости реставрированы.

— Иваново — зеленый город. Генеральный план, конечно же, предусматривает дальнейшее развитие «зеленого» строительства?

— И в очень значительных масштабах. Сейчас в городе 2160 гектаров зеленых насаждений, а будет более трех тысяч. Без малого втрое — до 950 гектаров — увеличатся площади парков, садов, скверов, бульваров. Предусмотрено создать озелененные санитарно-защитные зоны между жилыми районами и промышленными предприятиями, зеленые насаждения и спортивные комплексы в жилых районах. Значительные работы по озеленению будут проведены в поймах Уводи и Талки. Уже закладывается парк имени 50-летия комсомола (площадью 39 гектаров) в районе проспекта Строителей. На правом берегу Уводи разбивается Центральный парк примерно такой же площади. 10 гектаров займет парк юго-западнее камвольного комбината. С 16 по 24 гектаров будет расширено цветочное хозяйство. Иваново, как в оправу, будет заключено в кольцо лесопаркового пояса шириной от двух до пяти километров. Одним словом, окрестности города станут настоящей зоной здоровья.

— Большой современный город немыслим без четкой организации транспорта. Как эта проблема решается генпланом?

— Транспорт в Иванове за последние годы развивался столь же бурно, сколь бурно город застраивался. В 1960 году было перевезено 105,5 миллиона человек, а в 1969 — уже 179 миллионов. Значительно пополнились автобусный парк и парк таксомоторов. Ведущее положение среди видов городского пассажирского транспорта стал занимать троллейбус. Поскольку движение автомобилей в скором будущем возрастет в семь-восемь раз, генеральным планом предусмотрено создать стройную, удобную для населения систему транспортных магистралей.

— А как с транзитным транспортом?

— Для него будет проложена кольцевая магистраль по внешней черте города.

— Скажите, как будет развиваться коммунальное хозяйство?

— Прежде чем ответить на этот вопрос, напомню, что все артерии коммунальных удобств созданы в Иванове за советское время. Впервые водопровод появился только в 1925 году. Тринадцать лет спустя образовано Уводское водохранилище. Строительство канала Волга — Уводь — это, как говорится, и совсем недавнее дело. Сейчас каждый ивановец в среднем получает в сутки 270 литров воды, а через десять лет будет иметь возможность расходовать около 500 литров. Мощность канализации возрастет почти втрое. Очень важно, что все сточные воды будут подвергаться биологической очистке и только после этого спускаться в реки. Дополнительные источники тепла городу даст новая мощная теплоэлектроцентраль, которая строится в районе Кохмы. Расширится мощность действующей теплоцентрали. Значительно увеличится потребление «голубого топлива». Уже теперь газ получают около 70 тысяч квартир, 46 крупных промышленных предприятий, свыше 100 отопительных котельных, около 800 детских и лечебных учреждений, школ, техникумов, институтов. А в ближайшие пять лет прибавится еще около 30 километров газовых сетей. И, наконец, о связи. Сейчас в городе действуют автоматические телефонные станции на 12 800 номеров. В скором времени вступят в строй координатные АТС еще на тысячу номеров. Будут увеличены мощности существующих телефонных станций. Строится новая — на улице Андрианова. Планируются АТС в микрорайонах... Намечается построить новый ретранслятор высотой 235 метров. Это позволит принимать две программы центрального телевидения.

— И последний вопрос: где разработан генеральный план развития города?

— В Ленинградском государственном институте проектирования городов. Проект согласовывался с различными министерствами, обсуждался с участием архитекторов и общественности Иванова. Теперь он — в действии. Полное его осуществление несказанно преобразит наш славный город Иваново — родину первого Совета.

История Иваново - краеведческие статьи по истории города